Учимся программировать в KTurtle
Открыть в формате pdf
Программа KTurtle. Язык TurtleScript, перемещение Черепашки
KTurtle обладает замечательными особенностями, которые помогут начать программировать легко и непринуждённо. В KTurtle используется язык программирования TurtleScript, используя который можно сообщить, что необходимо сделать программе.
Команды управления и перемещения Черепахи:
центр
нпр (направление) X
иди X, Y
иди_гор X
иди_верт Y
вп (вперёд) X
нд (назад) X
пр (направо) X
лв (налево) X
пж (покажи)
сч (спрячь)
Задания 1-6:
1. Создайте программу, которая рисует нижеприведенный зигзаг:
2. Создайте программу, которая рисует нижеприведенный квадрат:
3. Создайте программу, которая рисует нижеприведенный прямоугольник:
4. Создайте программу, которая рисует нижеприведенный шестиугольник:
5. Создайте программу, которая рисует нижеприведенный пятиугольник:
6. Создайте программу, которая рисует нижеприведенный восьмиугольник:
Холст, перо, цвета в KTurtle
Холст – это пространство Черепашки. Здесь она рисует в соответствии с командами, которые получает. Существует несколько команд для работы с холстом:
рх (размер_холста) X, Y
цх (цвет_холста) R, G, B
очс (очисти)
сброс
У Черепашки есть перо, которым она рисует линию во время перемещения. Есть несколько команд для управления пером:
пп (перо_подними)
по (перо_опусти)
тп (толщина_пера) X
цп (цвет_пера) R, G, B
Входным параметром цвета (цх или цп) является RGB комбинация - сочетания красного, зеленого и синего составляющих.
Задания 7-10:
7. Создайте программу, которая рисует нижеприведенный квадрат:
8. Создайте программу, которая рисует нижеприведенный шестиугольник:
9. Создайте программу, которая рисует нижеприведенный восьмиугольник:
10. Создайте программу, которая рисует пятиконечную звезду:
Цикл «повтори»
инструкция повтори X { ... } – служит для повторения команд в скобках X раз.
Команды: жди X – указывает Черепашке подождать X секунд;
прекрати – немедленно завершает выполнение текущего цикла;
закончить – заканчивает выполнение программы.
Задания 11-14:
11. Создайте программу, которая рисует нижеприведенный десятиугольник:
12. Создайте программу, которая рисует снеговика:
13. Создайте программу, которая рисует радугу:
14. *Создайте программу, которая на клетчатом холсте рисует цифры по нижеприведенному образцу:
Печать на холсте
Вычисления в KTurtle, переменные
Для указания Черепашке написать что-либо на холсте используется команда напиши, размер_шрифта – устанавливает размер шрифта, используемый для печати.
Для вычислений используются математические операторы: сложение (+), вычитание (-), умножение (*), деление (/) и возведение в степень (^). В вычислениях могут использоваться скобки. Выражение в скобках будет вычислено первым.
При вычислениях могут использоваться переменные. Переменные – это слова, начинающиеся с символа «$», которым можно присвоить значения используя символ «=». Для использования переменной, её надо предварительно назначить, например: $D = 0.
В вычислениях можно использовать дополнительные математические команды KTurtle:
округли(X) – округляет число X до ближайшего целого;
случайное (слч) X,Y – выдает число между X и Y;
остаток X,Y – выдает остаток после деления первого числа на второе;
sqrt X – используется для нахождения квадратного корня от числаX;
pi – выдает константу Пи.
Есть и тригонометрические функции: sin X, cos X, tg X, arcsin X, arccos X, arctg X.
Задания 15-24:
15. Создайте программу, которая выводит на холст нижеприведенный текст:
16. Создайте программу, которая вычисляет и выводит на холст сумму чисел 5 и 7:
17. Создайте программу, которая вычисляет и выводит на холст запись суммирования чисел 5 и 7:
18. Создайте программу, которая вычисляет и выводит на холст запись суммирования двух случайных целых чисел от 2 до 20:
19. Создайте программу, которая выводит на холст значение числа Пи:
20. Создайте программу, которая выводит на холст 2 целых случайных числа - от 10 до 20 и от 2 до 5, а также остаток от деления первого числа на второе в виде:
21. Создайте программу, которая вычисляет длину гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами 24 и 10 см и выводит на холст значения катетов и гипотенузы:
22. *Создайте программу, которая определяет и выводит на холст синус, косинус и тангенс угла 25 градусов:
23. *Создайте программу, которая определяет и выводит на холст величину угла, тангенс которого 1.2:
24. *Создайте программу, которая определяет и выводит на холст значения следующих углов - синус первого угла 0.6, косинус второго угла 0.4:
Условное выполнение
При записи команды:
напиши, если условие { ... } иначе { ... }
инструкции, расположенные между первыми скобками, будут выполнены только, если условие будет истинным, если наоборот – будут выполнены инструкции, находящиеся между вторыми скобками.
Задания 25-28:
25. Создайте программу, которая сравнивает число x с числом 4 и выводит результат сравнения:
26. Создайте программу, которая выводит, кратно ли число x на 3:
27. Создайте программу, которая определяет, оканчивается ли число x на 0 или 5:
28. Создайте программу, которая сравнивает число x с числом 4 и выводит результат сравнения:
Считающие циклы Для и Пока
Цикл «для» – это цикл «со счётчиком», то есть он сохраняет счётчик для вас. Для записи:
для A = X до Y { ... }
при первом проходе число A принимает значение X. С каждым проходом значение A увеличивается на 1 до того момента, пока не достигнет числа Y.
Пример записи:
для $x = 1 до 10 {
напиши $x * 7
вперёд 15
}
Цикл «пока» будет повторять команды, расположенные между скобками, до тех пор, пока логическое выражение не выдаст значение «ложь».
Пример записи:
$x = 1
пока $x < 5 {
вперёд 10
жди 1
$x = $x + 1
}
Задания 29-37:
29. Создайте программу, которая рисует мозаику:
30. Создайте программу, которая рисует нижеприведенную пирамиду:
31. Создайте программу, которая выводит столбиком в порядке возрастания натуральные числа, сумма которых не меньше 120:
32. *Создайте программу, которая выводит на холст таблицу умножения от 2 до 9:
33. Создайте программу, которая рисует заготовку циферблата часов с засечками минут:
34. *Создайте программу, которая рисует заготовку циферблата часов с засечками часов:
35. *Создайте программу, которая рисует заготовку циферблата часов с засечками часов и минут:
36. Создайте программу, которая рисует заготовку циферблата часов с указанием цифр часов:
37. *Создайте программу, которая рисует циферблат часов с засечками часов и минут, с указанием цифр часов:
Создание собственных команд
Команда «выучи» предназначена для создания ваших собственных команд. Создаваемые вами команды могут принимать входные параметры и выполнять различные действия. Пример записи:
выучи круг $X {
повтори 36 {
вперёд $X
налево 10
}
}
иди 200, 200
круг 20
иди 300, 300
круг 40
В результате выполнения программы будут нарисованы два круга.
Задания 38-41:
38. Создайте программу, которая, используя Вашу собственную команду, нарисует нижеприведенный квадрат:
39. Создайте программу, которая, используя Вашу собственную команду, нарисует нижеприведенный квадрат:
40. Создайте программу, которая, используя Вашу собственную команду, нарисует нижеприведенный квадрат:
41. Создайте программу, которая, используя Вашу собственную команду, нарисует нижеприведенный квадрат:
Диалоги в KTurtle
Диалог – маленькое окно, которое обеспечивает обратную связь или запрашивает ввести что-либо. В KTurtle есть две команды для диалога:
сообщение X
– сообщение будет показана в появившемся окне, и
спроси X
– показывает в окне диалога строку сообщения (вопроса), и строку из поля ввода принимает на вход.
Задания 42-45:
42. Создайте программу, которая через диалоговые окна запрашивает имя и выводит сообщение:
43. Создайте программу, использующую диалоговые окна, которая проверяет математические знания на умножение чисел (в качестве множителей должны быть случайные числа от 2 до 15):
44. Создайте программу, которая через диалоговые окна запрашивает стороны прямоугольника и выводит его площадь:
45. *Создайте программу, которая через диалоговые окна запрашивает длины катетов прямоугольного треугольника и рисует его на холсте: